Версаль. Дворец короля-солнце (Versailles)

Просто так королевские и царские резиденции не строится никогда. Для этого, как минимум, необходим каприз венценосной особы, подкрепленной определенной решимостью и (желательно) казной. Для создания Версаля, архитектурного воплощения абсолютного могущества королевской власти и Франции, у Людовика XIV был целый ряд причин.

Версаль. Дворец короля солнце (Versailles)

В XVII веке Франция стремительно становится сверхдержавой, но ее столица, Париж, выглядит городом до странности провинциальным. Он совершенно не соответствует новому положению Франции в мировом табели о рангах. Не отягощенный сентиментальной привязанностью к Парижу создатель (заказчик) блистательного Версаля король-солнце Людовик XIV без особых колебаний принимает решение об устройстве новой королевской резиденции. Такое решение не могло не показаться монарху более заманчивым, чем возможность реконструкции Парижа (кстати, кое-что в этом направление все же сделано было). Он так и не простил улицам древней столицы измены в дни Фронды. На долгие годы его царствования двор покинет Париж и столицей Франции, а, следовательно, почти столицей мира, сделается Версаль.

Версалю было предназначено стать не просто резиденцией короля, но символом его власти, власти абсолютной и лицом Франции. И правителями, устраивавшими свои дворцы на версальский манер, двигало не только и не столько желанием повторить его изысканную архитектуру, но стремление подчеркнуть собственное могущество, повторив, как можно более верно, мир первого двора Европы.

Возник Версаль не на пустом месте. К моменту начала знаменитого строительства дворец, охотничья резиденция Людовика XIII, здесь уже существовал. Конечно, стоявшее посреди болот здание было не в пример более скромным. Стараниями архитекторов Лево и Ардуен-Мансара появился новый, величественный дворец. Олицетворение могущества галльской державы и нового стиля. Франция уверенно утверждала классицистические ценности в барочной Европе. Не менее дворца примечателен версальский парк, беспрецедентный по своим размерам. Среди его строго вычерченных главным королевским садовником, а по сути дела ландшафтным архитектором, Ленотром лужаек и рощ, распускаются водяными цветами многочисленные фонтаны. Сама возможность работы, которых чудо инженерной мысли XVII века.

И для строителей Версаля это был не первый подобный проект. Лево, Ленотр и Лебрен, до начала работы над королевской резиденцией, имели возможность «потренироваться» на строительстве загородного дворца Фуке. Могущественного министра, поплатившегося за стремление к королевской роскоши положением и свободой.

Постоянно жить в театральной декорации созданной подавлять своим величием и роскошью не могут даже помазанники Божьи. Поэтому парк Версаля изобилует малыми дворцами. Более простыми и скромными, а главное — уютными.

Зодчие Возрождения любили фантазировать, придумывать и рисовать идеальные города. Позднее увлечение утопической архитектурой расцвело и во Франции. Версаль стал таким идеальным городом. На всей огромной территории дворцово-паркового ансамбля нет ни одной случайной линии. Расположение каждого архитектурного и декоративного элемента продумано и подчинено строгой математической логике, месторасположение каждой травинки, впрочем, тоже.

Людовик XIV любил театр. И само устройство королевской жизни он превратил в помпезное представление. Но для него была необходима подобающая сцена. Ей и стал Версаль — мир короля-солнца…

Похожии новости: