Пауль Рубенс — художник и дипломат (Лувр. Louvre)

Великий фламандец Питер Пауль Рубенс был художником, чья мастерская выполняла заказы, поступавшие со всех концов Европы. Его успешная карьера стало символом могущества искусства.

Пауль Рубенс   художник и дипломат (Лувр. Louvre)

Но кроме живописи было у него еще увлечение, ставшее профессией — дипломатия. Живописи, если верить известному историческому анекдоту, он отдавал предпочтение. Однажды некий придворный, увидев Рубенса за мольбертом воскликнул: «Господин дипломат балуется живописью?», художник моментально парировал: «Ошибаетесь. Это живописец балуется дипломатией!». Конечно, звание придворного живописца (а впервые Рубенс получил эту должность еще во времена своей «стажировки» в Италии, где служил при дворе Мантуанского герцога) предполагает наличие особого такта, таланта дипломата. Но немногие придворные художники становились дипломатами за пределами мастерской. Успех на обоих поприщах Рубенсу был гарантирован не только благодаря таланту. Сыграло роль наличие у него выдающихся организаторских способностей, светских манер, учености и, конечно, огромного личного обаяния.

Произведением, создание которого было бы невозможно, как без блистательного художественного дара Рубенса, так и без его дипломатического таланта, стал цикл картин, посвященных жизни французской королевы Марии Медичи. Некогда они украшали стены Люксембургского дворца, выстроенного королевой, но со временем были перемещены в одну из галерей Лувра. Мария Медичи происходила из знаменитого рода Тосканских герцогов, уже давшего Франции одну королеву Екатерину, которая была самым известным историческим оппонентом мужа Марии Генриха IV.

Всего Рубенсом при содействии учеников было написано 24 картины. На исполнение заказа понадобилось лишь 3 года. Мастерская Рубенса всегда умела качественно и быстро справляться с самыми ответственными заказами. В цикле картин для Люксембургского дворца мастер смог в полной мере продемонстрировать свое умение передать, а нередко и приумножить, великолепие дорогих тканей, сверкание драгоценностей и блеск золота. Качество, ценившееся заказчиками. Ведь произведения фламандца так хорошо вписывались в интерьеры барочных дворцов и соборов. Церковь, правители Фландрии, Франции, Испании, Англии (король Карл I настолько был покорен талантом Рубенса, что даровал мастеру рыцарское звание) — вот лишь самые влиятельные из его постоянных клиентов.

Античные боги и придворные окружают величественную фигуру королевы. Но Рубенс смог не только польстить венценосной заказчице, но и хотя бы на холсте, примирить ее с супругом, почившим к моменту создания полотен, королем Генрихом IV и сыном — королем Людовиком XIII. Кстати, сцена рождения дофина, по общему мнению, является одной из лучших картин цикла. Юная королева, окруженная олимпийцами, с нежностью и любовью смотрит на сына и наследника.

Ключевым полотном цикла, однако, является сцена, именуемая «Апофеоз Марии Медичи». Момент обожествления ее погибшего венценосного супруга, а, следовательно, ее вступление во власть. Королева правила Францией до совершеннолетия сына. Генрих IV, как известно, был убит религиозным фанатиком Равальяком. И произошло это событие на следующий день после коронации Марии Медичи в аббатстве Сен-Дени (королева смогла добиться этой чести благодаря предполагавшемуся военному походу, в котором король собирался принять непосредственное участие). Что дало повод считать ее соучастницей, если не организатором преступления. Любопытно, что в сцену коронации Марии Медичи, Рубенс вводит изображение другой королевы, бывшей жены Генриха IV Маргариты Валуа, дочери другой французской королевы из рода Медичи.

Художник умело и тактично смог изобразить, изобиловавшее конфликтами время правление Марии Медичи. Столь же тактично он разрешил проблему возраста героини. Облику юной королевы он добавил зрелости, несколько омолодив ее в зрелые годы. Превратив ее в прекрасную вечно цветущую женщину.

Несколько картин цикла Рубенс посвятил прекрасной жизни Франции в правление Марии, но реальность, увы, была не столь радужной. Но, как писал знаменитый русский историк Карамзин «Рубенс заставляет меня любить Марию». В жизни бывшей слабой и недальновидной правительницей. Она то теряла власть, то возвращала ее себе. До тех пор, пока стремясь упрочить свое влияние на сына, к тому времени уже ставшему королем, она не возвысила Ришелье, который вскоре отстранил ее от власти. Впоследствии она была изгнана из Франции и окончила дни в бедности. Цикл же картин, прославляющих ее деяния, был признан вершиной декоративной живописи барокко.

Похожии новости: