Лондонская Национальная галерея. Только лучшее (National gallery)

По объему коллекция музея столицы Британской империи несоизмерима с Лувром или Эрмитажем. Англичане предпочли при создании количеству качество. В собрании около 2000 образцов западноевропейской живописи XIII — начала ХХ века, другими словами — каталог шедевров изобразительного искусства от Джотто до Пикассо. В Британии, как известно, самая старая конституционная монархия в мире (с 1215 года).

Лондонская Национальная галерея. Только лучшее (National gallery)

Образование Национальной галереи к монархам имеет косвенное отношение. И, в отличие от большинства своих собратьев — крупных европейских музеев, королевской коллекции в основе своей не имеет. Хотя решение о покупке первого собрания, и положившего начало музею, — коллекции банкира Джона Джулиуса Ангерштайна (38 картин — 57 тысяч фунтов) было принято Парламентом под давлением короля Георга IV. Возможно, это было лучшее из того, что этот малосимпатичный монарх сделал для Англии.

С момента основания в 1824 году коллекция музея пополнялась, можно сказать, на общественных началах, за счет даров и пожертвований. Благо в такой стране как Великобритания, где коллекционирование национальное хобби, это было не трудно. Сегодня галерея, как в и прошлые столетия, живет за счет богатых спонсоров. Входной платы к радости многочисленных посетителей нет.

Первоначально галерея располагалась в особняке Ангерстайна на улице Пэлл-Мэлл, в самом центре Лондона. Позднее галерея переехала на Трафалгар-сквер. Здесь в 1834-1838 годах было построено новое здание в любимом англичанами неоклассическом стиле по проекту архитектора Уильяма Уилкинса. Правда, некоторое время, до 1869 года, она делила помещение с Королевской Академией художеств.

Все картины в Национальной галерее экспонируются в хронологическом порядке. Независимо от национальной принадлежности художника. Немного непривычно, но почему нет? Отличается лондонская галерея от большинства крупных европейских музеев не только принципом размещения картин, но тем, что собрание принципиально демонстрируется полностью (естественно за исключением картин путешествующих по выставкам). Лондонская национальная галерея — музей достаточно консервативный. Кажется «новейшей» живописью собрания являются картины постимпрессионистов — Сезанна и Ван Гога. Знаменитые подсолнухи последнего можно увидеть именно здесь.

Говорить о шедеврах такой галереи, как лондонская очень трудно. Повторю здесь почти каждая картина шедевр. Но попробую.

Жемчужина Нидерландского собрания — знаменитый портрет четы Арнольфини работы Яна ван Эйка, изобретателя самой распространенной техники живописи — масляной. Портрет четы Арнольфини (есть гипотеза, что изображен момент бракосочетания молодой пары, но не подумайте ничего плохо силуэт платья невесты просто дань моде того времени) и сейчас сияет неправдоподобно ясными, чистыми, яркими, но гармоничными цветами. Картина нидерландского мастера кажется магическим зеркалом, отразившим и сохранившим кусочек действительности, которую видел художник. Предметы написаны столь подробно, что не вызовет удивление, если оригинал они повторяют вплоть до мельчайших царапин.

Теперь немного о другой паре. «Венера и Марс» Сандро Боттичелли. Прекрасный изысканный рисунок и гармония цвета — характерные качества его произведений. Надо сказать, картины мастера, написанные на мифологические сюжеты, особенно ценятся. Ведь осталось их немного. Часть произведений мастер собственноручно сжег, вдохновленный проповедями знаменитого флорентийского проповедника Савонаролы.

«Венера перед зеркалом» — одно из лучших творений Диего Веласкеса. Прекрасные очертания фигуры богини любви и интригующее, вечно ускользающее отражение ее лица заставляют зрителя снова и снова возвращаться к этому произведению. В 1914 году картина была на краю гибели, после нападения английской суфражистки Мери Ричардсон. Но реставратором удалось спасти пострадавшее от ударов ножа изображение.

В Лондонской галерее вас ждет встреча и с лучшими художниками английской школы: Хогарт, Лоуренс, Гейнсборо. Не пропустите произведения двух гениев английской пейзажной школы — Констебла и Тернера. Два вечных антагониста. Один завораживает красотой удивительно точно написанных деталей, другой — непримиримой борьбой стихий.

Лондонская галерея — музей посещение которого можно сравнить с прохождением курса истории искусства. Здесь вы сможете увидеть лучших художников мира, представленных лучшими своими работами. Отсутствие входной платы и выходных делает это место совершенно неотразимым.

Похожии новости: