Долина

О заселении этой высокогорной долины у балкарцев существует множество преданий и легенд. Одна из них повествует о том, как в очень далекие времена этот район был покрыт дремучим лесом с небольшими полянами.

Долина

Сюда однажды забрел охотник по имени Малкари встретил на одной из полян поселок из нескольких жилищ. Жители его называли себя Таулу (горец). Малкару очень понравилось это место, и он переселился сюда со своими людьми и расположился на другой поляне. Но вот является неизвестный человек по имени Мисака и останавливается в гостях у Малкара, у которого было восемь братьев н единственная сестра-красавица. Гость был радушно принят, ходил на охоту и на неприятеля вместе с братьями, отличался умом и храбростью. Он привлекает внимание сестры хозяев. Гость решает жениться на ней, но братья были против их брака. Любовь толкает влюбленных на ужасное преступление.

Ко времени выхода на сенокос, который отмечалсяособо, сестра Малкара приготовила крепкий напиток из ячменя (боза). В день торжества она отправилась на покос и напоила братьев этим напитком. Они тут же заснули. Тогда Мисака убивает их.

После этого Мисака овладел всем имуществом братьев «Малкаровых», привел своих людей и начал притеснять местных жителей.

Затем, сюда приходит сын одного из Маджарских ханов Басниг с огнестрельным оружием и  жители полностью подчиняются ему. Потомки Басията составили княжеские фамилии — Абаевых, Апдболовых, Жанхотовых и Шахановых. Потомки Мисаки дали начало роду Мисаковых. Так образовалось Малкарль — т. е. балкарское общество.

Как и всякой легенде, нельзя верить и этой. Нет таких легенд, которые бы точно указывали время событий. Все они начинаются однообразно — «данным давно», «в далекие времена» или просто — «когда-то».

Память народная схватывает определенное событие либо из своей жизни, либо их жизни соседних народов и дополняет сюжет своими героями из опыта своего народа. И в том, н в другом случае, н результате передачи из поколения в поколение, на ранние или основные сюжеты наслаиваются факты современной жизни. Могут перемещаться имена героев и связанные с ними события, либо одно н то же событие приписывается нескольким персонажам и т. п. Таким образом, первоначальное, основное зерно легенды оказывается скрытым под многовековым фольклорным напластованием. Многие сюжеты легенд и преданий жили порой «второй и третьей жизнью» в позднейшие эпохи.

Вместе с тем всякая легенда содержит свое историческое зерно, ибо в ней отображены когда-то имевшие место реальные исторические факты. В данном случае историческим зерном является тот факт, что до прихода в указанный район Малкара здесь жили местные племена Таулу — горцы. Вновь образовавшееся общество стало называться «Малкар».

Такова, вероятно, первоначальная основа легенды, на которую впоследствии откладывались сюжеты позднейших времен, связанные со становлением феодальных отношений. Это появление Мисаки, жившего до этого на кумыкской равнине (в Дагестане) с князьями Таймазоными, и Баспята с огнестрельным оружием.

Сюжеты легенды, связанные с позднейшими историческими событиями, подкрепляются материальными свидетельствами.

Все указанные о легенде княжеские фамилии оставили после себя крепости, замки, башни, мавзолеи, которые и сегодня можно встретить на многих седых тропинках, называемых ныне туристскими. Когда-то эти троны были трипам жизни, служили общению и борьбе за существование, Это были единственные нити, которые связывали горцев с внешним миром.

Именно в местах скрещения этих троп, па горных кручах располагались грандиозные замки и башни.

Указанные в лешие привилегированные фамилии балкарских таубиев фиксируются и тем, что каждой из этих фамилий народная память приписывает те замки, башни, крепости, мавзолеи.

Почитайте про всё о путешествиях

Похожии новости: